Меню сайта
Время
Съезд нихалоевцев
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Апрель » 11 » НАЗИДАНИЕ ВНУКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ - 2-гIа кийсак
19:01
НАЗИДАНИЕ ВНУКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ - 2-гIа кийсак
 
*********
          *2. Iабд Аллах, ибн Iумар (р.а.) сказал: «Довольство Господа - в довольстве родителей. Гнев Господа - в родительском гневе».
1-22. Читай и ты увидишь соответствие чеченским обычаям.
          *44.
'Абу Хурайра (р.а.) увидел двоих людей и спросил одного из них: «Кем тебе приходится этот человек?» - «Это мой отец», ответил тот. Он сказал: «Не называй его по имени, не иди впереди него и не садись прежде, чем сядет он».
*********
1-23. Почитай своих родителей, даже если они неправы.
1-24. Мягко обращайся со своими родителями.
1-25. Знай, что нет на свете достойного воздаяния детей, перед родителями, когда они могли бы освободиться от своих обязанностей перед ними.
1-26. Одним из наихудших грехов является - неповиновение родителям.
1-27. Не проклинай и не оскорбляй чужих родителей, чтобы в ответ не оскорбляли твоих родителей.
1-28. Повинуйся родителям в том, что не является грехом.
1-29. Не ставь никого вровень с Аллахом.
1-30. Не уклоняйся преднамеренно от предписанной молитвы.
1-31. Никогда не употребляй спиртного, ибо оно - ключ ко всякому злу.
1-32. Повинуйся родителям: даже если они велят тебе отказаться от всего мирского, то откажись ради них.
1-33. Не оспаривай решения тех, кто обличен властью, даже если думаешь, что ты прав.
1-34. Не покидай поле боя без приказа, даже если ты погибнешь, или твои товарищи обратятся в бегство.
1-35. Щедро трать деньги на семью, но без расточительства.
1-36. Не замахивайся на родных.
1-37. Побуждай свою семью бояться Аллаха, Всемогущего и Славного.
1-38. Посвяти себя своим родителям.
1-39. Ухаживай за своими родителями, когда они состарятся, чтобы не был ты унижен пред Аллахом.
1-40. Почитай родителей и твоя жизнь продлится по воле Аллаха.
1-41. Не доводи своих родителей до слез - ибо это большой грех пред Господом твоим.
1-42. Молись и проси Аллаха за своих родителей и после их смерти.
          *38.
'Абу Хурайра сообщил, что посланник Аллаха () сказал: «Когда человек умирает, все его деяния приостанавливаются, за исключением трех: «Плодоносящей милостыни (данной им), знания, приносящего пользу (им оставленного), или праведного ребенка, молящегося, за него».

*********
1-43. Выполни то, что не успели сделать твои родители.
Глава 531: Внезапная смерть.
          *662 (1388). Сообщается, что Iаиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить, то раздавала бы милостыню (I*). Получит ли она награду, если за неё это сделаю я?» Он сказал: «Да».
          (I) *. (Имеется в виду, что она завещала бы раздать часть своих средств бедным).
*********
1-44. После смерти родителей, не забудь исполнять четыре дела, о которых говорил Пророк
          *35.'
Абу 'Усайд сказал: «Мы были у посланника Аллаха (), когда один человек спросил: «Посланник Аллаха (), осталось ли на мне какое-либо дело, которое я должен совершить в качестве почитания своих родителей после их смерти?» Он ответил: «Да». Четыре дела: молиться за них и просить прощения, исполнить их обязательства, почитать их друзей и поддерживать родственные узы, установившиеся у тебя только благодаря ним».
*********
1-45. Проявляй уважение и оказывай внимание тому, с кем твой отец, имел дружественные отношения и не порывай с ним связь.
          *41.
Ибн Iумар рассказал, что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самая наилучшая форма почитания состоит в том, чтобы поддерживать отношения с людьми, которых любил отец».
II.
Твои братья и сестры (родственные узы).
2-46. Оказывай внимание братьям и сестрам и старшим, и младшим.
2-47. Младшие в доме всегда встают старшим, а не только родителям.
2-48. Ты для них защитник и пример достоинства.
2-49. Слушай старшего брата и не пререкайся с ним, особенно при посторонних людях.
2-50. Если старший брат приказал тебе выйти (например, из помещения или удалиться с глаз), будучи недовольным тобой - выполняй незамедлительно, особенно при посторонних людях. Это для тебя, будет - достойным поведением.
2-51. Непозволительно, пререкаться. Можешь с ним, потом мягко поговорить о своих проблемах.
2-52. Уважай старшую сестру, говори с ней мягко, Ее добросердечность к тебе, от матери твоей.
2-53. Уделяй внимание младшим братьям и сестрам. Говори им хорошее, дари им подарки и свое исключительное внимание.

2-54. Будь примером подражания для них. Поддерживай, родственные узы с ними. *Обязанность поддерживать родственные узы

Аль-Бухари. Книга о благовоспитанности.
Глава 1436: Аллах не покинет того, кто поддерживает родственные связи.
          *1917 (5988). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (слово) «рахим» (I*), берёт своё происхождение от слова «Рахман» (2*), а Аллах сказал: «Я буду поддерживать связь с тем, кто станет поддерживать вас, и порву (3*) с тем, кто станет порывать вас!»
          (I)*. («Рахим» - родственные связи; кровное родство).
          (2)*. («Милостивый»).

          (3)*. (То есть, лишу такого человека Своей милости).
*********
2-55. Не разрывай родственную связь с отцом, матерью, братом, сестрой и с другими родственниками.
          *47.
Кулайб ибн Манфа'а сообщил, что его дед спросил: «О, посланник Аллаха (), кого мне почитать?» Он ответил: «Мать, отца, сестру, брата и ближнего своего - это обязательный долг и неразрывная родственная связь».
III.
Родственники (близкородственные узы).
3-56. Почитай родственников со стороны отца и матери.
3-57. И наравне с ними, родителей супруги и других родственников супруги, что бы тебя называли - достойным человеком.
3-58. Оказывай им внимание и помощь, в горе и в радости.
3-59. Зови их в гости, и ходи к ним в гости, но не излишествуй, что бы не вызвать ревность своих родителей по отношению к ним.
3-60. К родственникам, имеешь право приходить без приглашения. Можно их предупредить, что бы они оказались дома и были готовы к твоему визиту.
3-61. Родственником тебя могут называть не только твои братья и сестры, двоюродные, троюродные братья и сестры со стороны отца и матери, но и люди одного рода (гара) но и одного тайпа (вяра) по линии отца и матери.
3-62. Их называют – «гергара нах» (близкие родичи)
3-63. Изучайте свою родословную, для поддержания родственных уз.
          *72.
Жубайр ибн Мут'им сказал, что он слышал, как Iумар ибн ал-Хаттаб сказал с минбара: «Изучайте свою родословную, чтобы потом поддерживать родственные связи. Клянусь Аллахом, иногда на самом деле между людьми случается не ладное, а если бы каждый из них знал, что они состоят в родстве, то это удержало бы их от холодного отношения».
*********

17-я сура, 26 аят:
Дай ближнему все должное ему,
И бедняку, и путнику (дай кров и пищу),
Но с безрассудностью (добро) не расточай, -

3-64. Ты обязан поддерживать родственные узы, о которых неустанно говорил посланник Аллаха (ﷺ).
*********

Глава 8. Поддержание родственных связей продлевает жизнь.
          *1781. Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха () сказал: «Пусть [каждый], кого порадует то, что удел его будет увеличен, а срок жизни - продлён, поддерживает связи с родственниками». 2346*.
          *2346. Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его, ни на час, ни приблизить» (7:34), ни содержанию другого хадиса, где говорится, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и записывает его удел и срок жизни.
*********
3-65. Аллах любит того, кто поддерживает родственные узы. Заслужи!
3-66. Почитай ближайших родственников, а затем дальних. Начинай с близких.
3-67. Милосердие не осенит общество, в котором есть тот, кто разорвал родственные отношения. Остерегайся!
3-68. Не греши, разрывая родственные узы.
Глава 1435: Грех, порывающего (I*).
          (I) *. (Имеется в виду человек, порывающий родственные связи).
          *1916 (5984). Передают со слов Джубайра бин МутIима, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдёт в рай порывающий».
*********
3-69. Остерегайся получить наказание в этом мире, за разрыв родственных связей и несправедливость.
          *67. '
Абу Бакр поведал, что посланник Аллаха () сказал: «Нет ни одного греха, который бы быстрее наказывался Аллахом в этом мире, - помимо того наказания, которое Он приготовил этому грешнику в последующем мире, - чем разрыв родственных связей и несправедливость».
*********
3-70. Поддерживай связь с родственниками даже тогда, когда они тебе не отвечают взаимностью.
          *1919 (5991).
Передают со слов Iабдуллаха бин Iамра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же; (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают (2*)».
          (I) *. (То есть тот, кто отвечает тем же на хорошее отношение со стороны своих родственников).
          (2) *. (Иначе говоря, тот, кто не следует дурному примеру родственников, а всячески старается сохранить связи с ними).
*********
3-71. Знайте свою родословную, что бы поддерживать родственные связи.
Глава 1437: Родственные связи остаются плодотворными, если их поддерживать.
          *1918 (5990). Сообщается, что Iамр бин аль-Iас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыто и не таясь, говорил: «Поистине, члены семейства моего отца (I*) не являются моими покровителями (2*), моими покровителями являются только Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними узы родства, и я обязательно буду поддерживать (3*) их (и впредь)!»
          (I) *.(Здесь имеется в виду Абу Талиб, дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также те члены его семьи, которые не приняли ислам).
          (2) *. («Аулийа» - ед.ч. «вали». Это слово является многозначным (cм. примечание к хадису № 2023). Здесь имеются в виду члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство. В значении «Покровитель» это слово применяется в Коране по отношению к Аллаху).
          (3) *. (Дословно – «орошать». Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает разрыв родственных связей с невыносимым зноем, спасением от которого может служить только их поддержание).
IV.
Старшие (старейшины, пожилые люди).
4-72. Почитай старших и будешь, почитаем, младшими.
4-73. Не садись на место, раньше него и не садись пока он не укажет тебе настойчиво двукратно.
4-74. Старшему дорогу, уступи.
4-75. В народе говорят, у старшего больше опыта - значит он мудрее младшего, поэтому сказано: «Иногда кашель мудрого старца - полезнее речи молодого».
4-76. Старшего, не перебивай и всем видом оказывай, внимание.
4-77. Старший - руководитель в деле, пока не изберут по знанию, младшего, (по необходимости) с согласия и по воле старших.
          *361.
Хакйм ибн Кайс ибн Iасым поведал, что его отец, умирая, завещал сыновьям: «Бойтесь Аллаха и делайте вождями старейших из вас. Когда люди ставят над собой вождями старейших, они следуют своим отцам. Когда они ставят над собой вождями самых молодых, это унижает их в глазах сверстников. У вас должно быть имущество, и вы должны хорошо распорядиться им, т.к. оно - стимул для великодушных и избавление от порицающих. Остерегайтесь попрошайничать, ибо это последний способ заработать на жизнь. Когда я умру, не плачьте. Посланника Аллаха () не оплакивали».
*********
4-78. Хозяева мудрости учили так: Поставьте старшего из вас, предводителем в деле и подчинитесь - тогда вы сила. Или по знанию и способностям выберите меж вас, по воле старших, пусть молод он, и также подчинитесь. Тогда вы снова сила.
4-79. Проявляй внимание и милосердие к старцам, особенно к одиноким пожилым людям. Чтобы согреть свою душу, свое одиночество, они обращаются к вам со словами - сын мой, дочь моя. Не отворачивайся от них, поговори с ними, получи довольство АллахIа.


Сан кIант! Сан йоI! - хийрачаьрга,
Олуш хеза къаночо –
Шен са дохдан олуш хир ду-кх,
Цхьа висина воьлхучо?!
(С.А.)
*********
4-80. Встань с места, перед тобой старец - это ты в будущем. Вот, столетний стоит гордо, А малой сидит пред ним. Устыдить его он хочет, а он Не смотрит - ведь, чей-то сын.

БIешо кхаьчнарг ирахь лаьтта,
Ткъа цхьа «мераIуьрг» хиъна Iа.
Эхь хетийта цунна хIоттахь,
Хьожур яц и хьога схьа.
(С.А.)
*********
4-81. Будь старшим, когда наступит время, стать старшим. Будь младшим, когда еще не наступило время быть старшим. Не допускай, чтобы наступило время, когда не будет старших и младших.

Воккханиг воккха а вац,
Я жиманиг жима а вац.
Эверестан, Эльбрусан баххьаш
Хъалха санна лекха а дац…
(С.А.)

Воккханиг воккха ца хилахь,
Жиманиг - жима,
Дуьсур ду ченашлахь Iилла
Дайн оьзда гIиллакх.
(А.И.)
Читай! (Из проповедей устаза Кунта-Хаджи).
«Мюрид должен уважать старшего по возрасту, ибо он многое видел, многое пережил, многое знает. Мюрид должен уважать младшего по возрасту, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, быть учтивым со всеми, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной и не позволит мюриду отвлекаться от тариката».
*********
4-82. Оставляй превосходство за старшим и проявляй милосердие к детям.
          *353.
'Абу Хурайра поведал, что Пророк () сказал: «Всякий, кто не выказывает милосердия по отношению к нашим детям и не почитает права наших стариков, не из нашего числа».
*********
4-83. Уважай старших всегда. Быстро встань, и быстро подойди к старшему, когда тебя позовут, и нет оправдания тебе.
          *1848.
Передают, что Ибн Iаббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды, когда] я играл с детьми, пришёл посланник Аллаха () я спрятался за дверью. Он подошёл, похлопал меня (хата'а-ни) по спине и сказал: «Ступай и позови ко мне Му'авию». Я [пошёл к нему], а потом вернулся и сказал: «Он есть» [Через некоторое время Пророк () снова] сказал: «Ступай и позови ко мне Му'авию». Я [пошёл к нему], а потом вернулся и сказал: «Он ест» Тогда [Пророк Мухаммад ()] воскликнул: «Да не насытит Аллах его чрево!» Ибн аль-Мусанна сказал: «Что такое хата'а-ни?» (2400*) - и он сказал: «Это значит: хлопнул меня раскрытой ладонью». (2400*).
Ибн аль - Мусанна и Умайя ибн Халид - передатчики этого хадиса.
*********
4-84. Пусть всегда первым говорит и задает вопросы старший, из вас.
4-85. Не высказывай свое мнение, о чем либо, и не говори в присутствии старших, если они молчат.
V.
Приветствия. Приветствия к людям другой культуры.
5-86. Приветствия вообще, к мужчине (нам), женщине (нам), детям до 15 лет, старикам и наоборот - Это очень важно.
5-87. Приветствуй стоя, встань, если сидишь и обязательно во весь рост. 5-88. Вышел со двора - поприветствуй встречного.
5-89. Чеченцы приветствуют по вере - словами «Ас-Саламу Iалайкум!»; отвечают: «Ва-Iалайкум Салам».
*979. Ал - Бара' поведал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Сделайте приветствия обычным делом меж вами, и вы будете в безопасности».
*********
5-90. Можешь добавить: «Марша вогIийла» («подходи свободным»), тебе отвечают: «Делера, маршал хьулда хьуьга» (Свободы тебе, и да будет благая весть от Всевышнего)
5-91. Уходя, говоришь: «Ас-Саламу Iалайкум!», (можно добавить) «Маьрша Iайла» («Оставайся свободным»).
5-92. Уходящему - «Ва Iалайкум Салам!», (можно добавить) «Маьрша гIойла» (Иди свободным).
5-93. «Нохчи», то же самое «Нахчи» (А. Сулейманов. Топонимия… Нах /этнические собратья/, Вайнах /Наши люди/, Нахчи, Нохчи.) приветствуют себе равных по возрасту мужчин словами: «Ас-Саламу Iалайкум!» (Мир вам!).
5-94. Если встретится значительно старший (старейшина) говори, («Де, дика хьулда» - Добрый день; «Iуьйре, дика хьулда» - Доброе утро; «Суьйре, дика хьулда» - Добрый вечер; «Буьйса, дика хуьлда хьан» - Доброй ночи (тебе). Он может ответить тебе: «Далла, воьзийла хьо» («Да возлюбит тебя Аллах) и сам поприветствует тебя (Ас-Саламу Iалайкум!). А ты, можешь ответить: «Ва Iалайкум Салам», оставляя воздаяние Всевышнего за приветствие, старшему («Ва Iалейкум ас-салам» – переводится как «И вам мир!»).
5-95. После приветствия можете первым руку не подавать, если тебе он не знаком (т.к. он может быть явно старше тебя, незнакомый человек - Например может оказаться родственником твоей супруги, или же, потомком кровника твоих отцов, которого ты не знаешь) - это недостойно по этикету. Старейшинам руку не подают!
5-96. Лучше подождать после приветствия, чтобы встречный смог сам подать тебе руку (хотя рукопожатие и обниматься не обязательно)
5-97. У Нохчи (мужчин) не принято приветствовать незнакомых женщин (это считается как приставание).
5-98. Если необходимо обратится то обращайся (Йиша) – сестра, со словами: «бехк ма-билла» (…ма-биллалахь) - извините.
5-99. Женщина к мужчине может обратится «брат» - «Ваша! Бехк ма-биллалахь», если она уверена, что он «Нах» (из Нахов). Возможен и такой вариант: «Бусулба Ваша!...». Это вариант (Нах, или иной).
5-100. У Арабов (мусульман), мужчина может приветствовать женщин (Ас-Саламу…!), а у нее есть право ответить, или не ответить.
5-101. Приветствие рукой женщин (знакомых). *1047.' Асмаъ, дочь Йазида ал-'Ансарй, рассказала, что Пророк (ﷺ) прошел мимо группы женщин, сидевших в мечети. Он поприветствовал их рукой...
*********
5-102. У них, женщин, так же есть право приветствовать (Ас-Саламу...) мужчин (мусульман), а у них (мужчин) есть право - ответить или не ответить на приветствие.
5-103. Можно отвечать на приветствие женщин мужчинам: «Добро пожаловать» (похоже: «Марша йогIийла»).
*1045. Iумм Ханиъ, дочь 'Абу Талиба, сказала: «Я пришла к Пророку (ﷺ), когда он совершал полное омовение. Я поприветствовала его, и он спросил: «Кто это»? – «Умм Хани», – ответила я. Он сказал: «Добро пожаловать».
*********
5-104. У молодых чеченцев есть право (по мусульманскому этикету), приветствовать и даже значительно старшего по возрасту (так, чтобы он ему в отцы годился) - («Ас-Саламу…»). И это не позволительно порицать никому.
5-105. Но так сложилось, что молодые мужчины приветствуют старших (так чтобы он вам по годам в отцы годился, или явно старше) сначала словами: «Iуьйре, дика хулда хьан!» (Доброго утра, тебе), «Де, дика хулда хьан!» (Доброго дня, тебе), «Суьйре, дика хулда хьан!» (Доброго вечера тебе), «Буьйса, дика хулда хьан!» (Доброй ночи тебе) и приоритет «Салама» остается у старшего - это его привилегия. 5-106. Старший отвечает на приветствие младшего (молодого): «Далла воьзийла хьо» («Да возлюбит тебя Аллах»), может добавить следующее: «Диканца /беркатца* /, дукха вехийла хьо!» (Живи долго, в благоденствии).
5-107. А затем по своему праву, старший может (должен) приветствовать младшего (Ас-Саламу…!) к довольству Аллаха - младший должен ответить (Ва Iалайкум Салам!).
5-108. Приветствуй отца и мать словами «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Доброй (спокойной) ночи», и тебе ответят – «Да возлюбит тебя Бог (Аллах)». В любом случае, договорись с отцом и слушай его установки в доме и не умничай.
5-109. Старший брат как правило, может обращается с приветствием (Ас-Саламу…!) к младшему, а младший отвечает: «Ва Iалайкум…!».
5-110. Младший брат, как правило, проявляя уважение обращается с приветствием к старшему брату – «Добрый день!» (и так далее - утро, вечер, ночи).
5-111. Ему отвечают: «Да возлюбит тебя Аллах!». Старший, далее может приветствовать младшего - (Ас-Саламу…!), а младший ответит: «Ва Iалайкум – Салам!». Старший брат, наместник отца в доме.
5-112. И это не значит, что младший не имеет право, сразу приветствовать старшего, именно так (Ас-Саламу…!). Договоритесь о правилах общения в семье, между собой, чтобы не ущемлять право старшего, на первенство слова в доме.
5-113. Все эти правила предназначены, чтобы привить уважение сына к отцу и матери, младшего к старшему брату (он правопреемник твоего отца в доме). Чеченцы оставляют приоритет «Салама» за старейшинами, за мужчиной, чтобы оберегать права старших и чтобы молодые и дети знали свое место в отношениях со старшими. Награду от Аллаха за первенство приветствия оставляют, старшему. Еще чеченцы говорят о приветствии так: «Салам – маршалла!». К слову «Салам» (мир) добавили значимое для нахов слово «маршалла» (свобода). Маршалла, это производная от маршо (свобода). Таким образом, если к вам обратятся со словами» «Салам-маршалла ду шуьга!», то это означает: «Мира и свободы вам!».
5-114. Брат приветствует старшую сестру: «Добрый день!», а ему отвечают: «Да возлюбит тебя Аллах!».
5-115. Братья и сестры, и сестры между собой, точно также приветствуют друг друга.
5-116. Вопросы о здоровье, (могашалла) о делах в доме (цIера хьал), если спрашивают знакомые, приятели и прочие родственники, это называется - ТIекаре (забота знакомых и родственников).
5-117. Особенные взаимоотношения (на уровне дружбы домами, с обязательными участием в ритуальных обрядах и прочих мероприятиях) - Чукаре.
5-118. Одно из значимых правил - вставать, когда приходит (подходит) человек и приветствует, или даже раньше встают, прежде чем он поприветствовал, в то время, когда ты до этого сидел.
5-119. Встаешь и тем самым приветствуешь человека (творение Господа твоего), мужчин и женщин независимо от религиозной и национальной принадлежности, а также независимо от статуса и ранга в обществе.
5-120. Ты должен понимать, что выше указанными особенностями, в приветствиях, наши предки хотели сохранить субординацию и единство Нахов.
*********
Если ты находишься среди людей другой культуры:
5-121. В зале, где много народу и далее входит человек, или группа людей на сцену.
5-122. Все в зале встают, уважая их положение в обществе - встань и ты, вместе с ними.
5-123. Никто не встает – неважно, по какой причине - и ты не вставай (не выделяйся из собрания).
5-124. Если ты находишься среди нескольких человек, другой культуры и в помещение входит человек и приветствует. Твои соседи, не встали для приветствия, т.е. приветствуют сидя - можешь встать, оказав уважения человеку, если он понимает наши обычаи, или не делать этого, т.е. по обстановке. Тебя могут не понять. Если вошел Вайнах, встань. Если вошел человек другой национальности, который живет среди нас, и он знает наши обычаи и уважает их - надо встать.
5-125. Можешь объяснить присутствующим, правила нашего этикета, если спросят (по обстановке - сам примешь решение)
5-126. Люби свою культуру и уважай чужую.
5-127. Будь скромен, вежлив и немногословен.
5-128. Не перебивай того, кто говорит.
5-129. Не высказывай свои суждения в присутствии старейшин. Можешь спросить, прежде извинившись. 5-130. Если их ответ тебя не устраивает - не показывай свое несогласие словами и даже видом.
5-131. Лучшее, потом подумать и проанализировать услышанное. Проявляй сдержанность!
5-132. Распространяй среди людей приветствия - это Богоугодное дело. Повторим еще раз.
5-133. Младший приветствует - старшего. Имеет право приветствовать: «Ас-Саламу…!», ему в ответ: «Ва Iалайкум…!» и далее добавить – «Де, дика хуьлда хьан!» (Доброго дня тебе!), чтобы подчеркнуть национальный этикет.
5-134. Имеет право приветствовать, старика, например: «Добрый день!» и в ответ его приветствуют: «Да возлюбит тебя Аллах!». А затем, старший может (должен) приветствовать снова: «Ас-Саламу…!», младший снова ответить: «Ва Iалайкум Салам!». (приоритет и воздаяние «Салама» у старшего).
5-135. Всадник приветствует - пешего (а если пеший на много моложе всадника, будет достойней, если младший поприветствует старейшину, как это делают вайнахи.). Если всадник намного моложе пешего, то должен спешится и приветствовать, так как это делают вайнахи. За старшим остается «Салам», из-за уважения к его возрасту. Если старший поприветствовал «Салам» раньше, ответь: «Ва Iалайкум…!» и можешь добавить по-вайнахски.
5-136. Идущий - сидящего (у чеченцев, если сидящий младше, он встает и приветствует первым. Сидящий встает в любом случае, если даже идущий приветствует первым).
5-137. Меньшая группа людей приветствует - большую группу.
*1964 (6231). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Младший (должен первым) приветствовать старшего, идущий - сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) - большую».
*(6232). В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий - сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) - большую».
*********
5-138. Меньшая, или большая группа людей приветствует первой, (то есть, приветствует старший группы от имени всех) группу людей, которая возвращается с похорон (тезет). Приветствуют первыми те, кто спускаются с горы и те, которые идут по течению. Может быть и так, если даже младший поднимается в гору, а навстречу идет явно старший, то младший по-вайнахски приветствует первым так: «Де, дика хуьлда хьан!» («Доброго дня, тебе!»), а старший отвечает: «Далла, воьзийла хьо!» («Да возлюбит тебя, Аллах!»), затем старший по праву старшинства может приветствовать младшего высоко награждаемым приветствием («Ас-Саламу Iалайкум!»), а младший ответит («Ва Iалайкум Салам!»). Награда за приветствие остается за старшим. Если старший не явно старший, то младший может приветствовать так: «Ас-Саламу Iалайкум!» и добавить вайнахское приветствие: «Де, дика хуьлда хьан!» («Мир тебе и доброго дня тебе!»). Тебе ответят: «Ва-Iалайкум Салам! Далла, воьзийла хьо!» (Мир и тебе и да возлюбит тебя Аллах!). Еще раз! Если младшие приветствуют, явно старших, только мусульманским приветствием и не признают наши национальные особенности, то необходимо принять приветствие и не делать им замечание. Они имеют на это право. Я поступаю так.
5-139. Приветствуй ребенка. Погладь его по голове и скажи: «Да, благословит тебя Аллах!» (Дала, къинхетам бойла хьох!).
Глава 1480: Обращение с приветствиями к детям.
*1968 (6247). Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, поприветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует!».
*********
5-140. Можешь приветствовать пожатием руки. Это полное приветствие своего «брата».
5-141. Можешь обнять своего «брата».
5-142. Можешь приветствовать первым и целовать свою дочь. (Чеченцы целуют своих детей, только не при посторонних). У чеченцев не принято целовать повзрослевшую дочь, если не считать «ба алар» (в щёчку, или в лоб).
*971. Iайша, мать правоверных сказала: «Я не видела никого, кто был бы похож на Пророка (ﷺ) в выражениях и речи больше, чем Фатыма». Iайша продолжала: «Бывало, когда она приходила к нему, он вставал, приветствовал ее, целовал и усаживал на свое место. И бывало, когда он навещал ее, она вставала, брала его за руку, приветствовала его, целовала и усаживала на свое место. Она пришла к нему во время его последней болезни, повлекшей за собой его смерть, и он поприветствовал ее и поцеловал».
*********
5-143. Не вставай, ради возвеличивания другого человека (только ради любви к своему «брату», как это делал твой Пророк (ﷺ) «вставал и приветствовал»).
5-144. Приветствуй, как приветствовал твой прародитель Адам, самый старший из нас.
*978. 'Абу Хурайра поведал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Аллах сотворил Адама (ﷺ), и ростом он был в 60 пядей. Он сказал: «Иди и поприветствуй ту группу сидящих ангелов, и слушай, как они будут отвечать тебе, ибо это твое приветствие и приветствие твоих потомков». Он сказал: «Мир вам!», и они ответили: «Мир тебе, и милость Аллаха!». Они добавили: «…и милость Аллаха!». Каждый, кто войдет в Рай, будет иметь его облик, но творения до сих пор все еще продолжают уменьшаться (т. е. по росту)».
*********
5-145. Распространяй приветствия, корми людей, и ты войдешь в Рай.
*981. Iабд Аллах, ибн Iамр поведал, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поклоняйтесь Всемилостивому и кормите людей. Сделайте приветствия обычным делом меж вами, и вы войдете в Рай».
*********
5-146. Старайся приветствовать первым, что бы быть лучшим.
*982. Башир ибн Йасар сказал: «Никто не мог предшествовать, или опередить в приветствиях, Ибн Iумара».
*********
5-147. Не порывай со своим братом - мусульманином более трех дней. Приветствуй первым, чтобы восстановить, испорченные отношения.
*985. 'Абу Iаййуб поведал, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Запрещается мусульманину порывать со своим братом дольше, чем на три дня. Если они встретятся и отвернутся друг от друга, то лучшим из них будет тот, кто первым произнесет приветствие».
*********
5-148. Должен знать, что Мир (ас-Салам), одно из превосходных имен Аллаха.
5-149. У тебя, пять прав и обязанностей перед другим мусульманином.
*991. 'Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как Пророк (ﷺ) сказал: «У мусульманина, есть пять прав по отношению к другому мусульманину». Его спросили: «Что это, за права?» Он ответил: «Когда ты встречаешься с ним, ты должен поприветствовать его. Когда он приглашает тебя в гости, ты должен принять приглашение. Когда он просит у тебя совета, ты должен дать ему хороший совет. Когда он чихает и восхваляет Аллаха, ты должен пожелать ему милости. Когда он болен, ты должен навещать его. Когда он умирает, ты должен сопровождать его».
*********
5-150. Тому, кто отвечает на приветствие - зачтется, а кто не отвечает, ничего не получит.
*992. Iабд ар-Рахман ибн Шибл сказал, что он слышал, как Пророк (ﷺ) сказал: «Едущий верхом, пусть приветствует пешего. Идущий, пусть приветствует сидящего. Меньшая группа, пусть приветствует большую группу. И тому, кто отвечает, на приветствие, зачтется. Тот, кто не отвечает, ничего не получит».
*********
5-151. Можно иногда приветствовать жестом, если тебя видят, но не слышат.
5-152. Всегда приветствуй, что бы было слышно.
5-153. Приветствуй, собравшихся людей, когда приходишь на собрание и когда уходишь из него.
*1007. 'Абу Хурайра поведал, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-то из вас приходит на собрание, пусть поприветствует собравшихся. Если же он уходит, пусть поприветствует остающихся. Ибо одно привет¬ствие не является превосходящим над другим».
*********
5-154. Можно также приветствовать словами «Добро пожаловать!»
*1030. Iайша сказала: «Фатыма ходила такой же походкой, как ходил Пророк (ﷺ). Он говаривал ей: «Добро пожаловать, доченька!». Затем он усаживал ее по правую, или по левую сторону от себя».
*103I. Iали сказал: «Iаммар попросил разрешения войти к Пророку (ﷺ). И Пророк (ﷺ) узнал его по голосу и сказал: «Добро пожаловать с добром, о друг, благословенный!»
*********
5-155. Отвечай на приветствие лучшим приветствием.
*1034. Кайла поведал, что один человек сказал: «Ас-саламу Iалайка, посланник Аллаха!». Тот ответил: «Ва Iалайка ас-Салам ва Рахматуллах!» («И тебе мир и милость Аллаха»).
*********
5-156. Приветствуй, даже входя в свой дом.
*1094. 'Абу Iумама поведал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Аллах ручается за каждого из троих людей: если он будет жить, то будет иметь всего вдосталь, если же умрет, то войдет в Рай. Всемогущий Аллах ручается за всякого, кто входит в свой дом, приветствуя. Аллах ручается за всякого, кто выходит из дома в мечеть. Аллах ручается за всякого, кто совершенствуется на пути Аллаха».
*********
*1095. Абу Зубайр поведал, что он слышал, как Жабир сказал: «Когда ты входишь к своей семье, приветствуй ее приветствием от Аллаха, которое благословенно и благостно». Он ('Абу Зубайр) добавил: «Я думаю, что эти слова Жабира касаются именно этого аята: «И когда вас приветствуют каким-либо приветствием, то приветствуйте лучшим, чем оно, или ответствуйте тем же самым (4:86)».
*********
5-157. Отвечай на приветствие не мусульманам.
*1101. 'Абу Iусман ан - Нахдй сказал: «Абу Муса написал персидскому вельможе и приветствовал его в письме. Его спросили: «Ты приветствуешь его, хотя он - неверующий?». Он сказал: «Он написал мне и приветствовал меня, поэтому я и ответил ему».
*1107. Ибн Iаббас сказал: «Отвечайте на приветствия, от кого бы они ни исходили, от иудеев, христиан или язычников. Ибо Аллах говорит: «И когда вас приветствуют каким-либо приветствием, то приветствуйте лучшим, чем оно, или ответствуйте тем же самым (4:86)».
*********
5-158. Пророк (ﷺ) сам приветствовал людей, где вместе находились мусульмане и не мусульмане. *1108. Iурва ибн аз-Зубайр поведал, что Iусама ибн Зайд рассказывал, что однажды Пророк (ﷺ) ехал верхом на осле, сидя на седле, покрытом материалом из фадака. Iусама ибн Зайд ехал за ним. Он направлялся навестить СаIда ибн Iубаду. Он проехал мимо группы людей, среди которых был Iабд Аллах ибн Iубайй ибн Салул, до того, как этот враг Аллаха [внешне] принял Ислам. В этой толпе были и мусульмане, и многобожники, и идолопоклонники. И он (Пророк ﷺ) поприветствовал их.
*********
5-159. Отвечай на приветствие более щедро и будь осмотрительным.
*1103. 'Абу Хурайра поведал, что Пророк (ﷺ) сказал: «[Если встретитесь] с людьми Писания, не приветствуйте их первыми, вынудите их идти по более узкой части дороги (т.е. дайте им первыми сказать приветствие, чтобы быть более щедрыми, или осмотрительными в ответе)».
VI.
Общественные места. Социальное поведение (общество и ты)
6-160. Не кричи, не говори громко в присутствии людей.
6-161. Пьешь воду, утоляя жажду, прежде предложи тем кто, рядом.
6-162. Когда пьют воду, как правило, присаживаются, а если ты в толпе, уйди немного в сторону, (или отвернись) от взглядов посторонних - особенно в жаркий день.
6-163. Не кушай на ходу, на улице - это признак дурного тона.
6-164. Не грызи семечки, ибо сказано: «Щелкающий семечки мужчина - подобен бессовестной женщине».

Их можно употреблять, уединившись, раскалывая скорлупу руками для пользы здоровья. Имей в виду, что подсолнуховые семечки помимо «маьлхан хIуш», у чеченцев, семечки ещё называют «кхахьпан хIуш» («семечки гулящей»; «кахьба» /по-арабски/ «гулящая» и вероятно в чеченский язык пришло с принятием Ислама). Видимо, верхом безнравственности считалось, употребление семечек в общественных местах и даже дома вместе, в семье.
6-165. Собрание женщин грызущих семечки - бессовестное собрание. Пресекай жестко (если имеешь на это право).
6-166. Не плюйся в общественном месте, не бросай мусор, не позволяй себе выглядеть недостойно. Увидел мусор у родника, собери в пакет и увези - это Богоугодное дело.
6-167. Не говори громко в общественных местах, привлекая внимание окружающих.
*********
Пример (пословица):
«Не посмотрев вперед (под ноги) - шагу не ступи, не обернувшись прежде - слово не скажи». Чтобы не краснеть потом!
6-168. Стой, терпеливо в очереди.
6-169. Поднимаешься в автобус (или в другом общественном транспорте) пропусти женщин, молодых и немолодых. При этом стой чуть слева, или справа не за их спинами. (Со стороны, где выстроилась очередь)
6-170. Помоги поднять тяжелые вещи (например - тяжелая сумка), если тебя попросят, или сам предложи в вежливой форме, если женщина стесняется попросить помощь. 6-171. Женщина сама может предложить тебе подняться в автобус раньше ее - можешь пройти вперед. Может ей так удобней и достойней по этикету (взоры - бIаьргкхоче ларор).
6-172. В автобусе желательно, чтобы все женщины (молодые и пожилые) сидели на местах. Мужчина тем самым - охраняет честь и достоинство своих сестер и матерей. Чтобы понять это представь, что ты поднимаешься в автобус вместе с дочерью взрослой, или супругой, а там тесно. Конечно, тебе захотелось бы, чтобы они сели на место из-за взоров (бIаьргкхоче ларор) и прикосновений. Это не значит, что женщина не должна предлагать место старику, или мужчине. По возможности он может отказаться (в зависимости от состояния здоровья и т.д.), или может принять предложение, но садиться рядом с женщиной нельзя, особенно в стесненных условиях. Лучше присесть на другое место рядом с мужчиной или женщины уступают ему сиденье полностью, учитывая его возраст, или могут разменяться местами с мужчинами.
6-173. Женщине любое место там, где ей удобнее и достойнее. Молодые женщины по этикету, также предлагают место для более старших женщин (т.е. женщины также должны уступать место женщинам). Дети (кроме очень маленьких, которых можно взять на руки), уступают место старшим. Люди часто платят друг за друга - это прекрасный пример, которым мы можем гордиться (так раньше поступали и не чеченцы, переняв у нас этот обычай).
6-174. Недостойно, когда двое молодых ребят, повисших друг на друга идут по улице.
6-175. Недостойно, когда жуют на ходу - жуют жвачки, плюются. Не держи руки в карманах.
6-176. Недостойно, когда здороваются со стариками на ходу (необходимо остановится, или поворачиваясь немного в его сторону и замедлив движение, конечно, если это не в многолюдном месте. А если встретишь знакомого старца остановись, поприветствуй, предложи помощь, даже в многолюдном месте). Уступай дорогу старшим и не только старшим, из вежливости.
6-177. Недостойно, когда парни и девушки кушают вместе в кафе, столовой - как бы заглядывая друг другу в рот (У нас, так не принято). Не садись за стол кушать с женщинами, если они не родственники.
6-178. Не позволительно девушке (женщине) подходить с вопросами к мужчинам, когда они кушают, даже если среди них есть твоя знакомая женщина, которая сидит с ними по праву, или без права. (т.е. не должна с ними сидеть за одним столом) Так же, мужчины не должны подходить к женщинам, не стеснять их. Хороший пример, когда люди оплачивают друг за друга в кафе и столовой (раньше, это правило соблюдали и люди других национальностей, переняв у нас)
6-179. Недостойно, когда громко смеются, кричат, шумят (компания девушек, ребят, мужчин, детей) - мерзкое поведение. Недостойно, пустое время препровождение на улице, пустые разговоры женщин, которые постепенно переходят в сплетни.
6-180. В кинотеатре, во время просмотра фильма, не кушай поп-корн, не разговаривай, мешая соседям. Кинотеатр, не является местом для встречи с девушкой, для воспитанных чеченцев.
6-181. Если вы находитесь в концертном зале, то на понравившийся номер не реагируйте, криками, свистом, маханием руками, ерзанием и раскачиванием, мешая соседям. Такое поведение, непозволительно для чеченцев, особенно для чеченской девушки. Ведите себя сдержано. Когда вам необходимо (например, в театре) пройти, чтобы занять место, то идти по ряду - надо с полуоборотом к тому, кто сидит, но не спиной к нему. Лучше будет, если он встанет и пропустит вас.
6-182. В общественном месте на улице и в помещении, девушки, женщины, иногда приветствуя друг друга, целуются. Вокруг стоят люди, старейшины и все это видят. Непозволительно себя, так вести, среди людей. Это, на уровне пошлости.
          
Мечеть также является общественным местом. Нельзя приходить в мечеть в сандалиях и на босу ногу. Вы идете в мечеть и по дороге собираете пыль на ногах, а затем все это вместе потом оставляете на ковровых дорожках. Это не чистоплотно. Сегодня все могут быть одеты и обуты. Подобное поведение непозволительно и с точки зрения чеченских обычаев. Нельзя приходить на молитву в коротких одеждах, когда при наклонах оголяется спина. Уважайте людей, которые находятся рядом с вами. В некоторых маленьких мечетях, после пятничной молитвы, как правило, делают полуденную молитву. Большинство молодых людей не остаются за имамом, считая ее не обязательной. Пожилые люди остаются с имамом, поминая о том, что посланник Аллаха (ﷺ) приказывал мусульманам, не ослушиваться имама. Зачем вы становитесь за имамом, если он вам «никто». По меньшей мере, это неуважение к имаму и к старшим, которые там остаются, подчиняясь имаму. Если уходите, то, хотя бы не шумите. Не делайте так. Проявляйте терпение и добрый нрав.
*********
6-183. Проявляй терпение, когда общаешься с людьми.
          *388.
Ибн Iумар поведал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Верующий, который общается с людьми и терпит страдания, лучше того, кто не общается с людьми и не терпит страдания, которые они ему причиняют».
*********
6-184. Стойко переноси страдания от общения с людьми.
          *389.
'Абу Муса поведал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Никто не сносит более терпеливо страдания, причиняемые ему тем, что он слышит, чем Всемогущий Аллах. Утверждают, что у Него есть дети, а Он, несмотря на это, продолжает исцелять их, и посылать им пропитание».
*********
6-185. Все время улаживай свои взаимоотношения, в случае их разлада.
          *391.
'Абу ад-Дардаъ поведал, что Пророк () спросил: «Сказать вам, что на порядок лучше молитвы, поста и милостыни?» - «Да», ответили ему. Он продолжил: «Хорошие взаимоотношения, а испорченные взаимоотношения - вот то, что уничтожает напрочь».
          *392. По поводу аята: «Бойтесь же Аллаха и уладьте свои взаимоотношения (8:I). Ибн Iаббас сказал: «Это предписание Аллаха, адресованное верующим, согласно которому верующие должны бояться Аллаха и улаживать возникающие между ними разногласия».
*********
6-186. Если кто-то встал со своего места, а затем вернулся, оставь место ему.
6-187. Не проси никого, что бы тебе уступили место. Если там сидит твой сын, или близкий родственник, то они сами тебе уступят место.
Глава 1482: В местах собраний, никому не следует поднимать другого (человека) с его места.
          *1970 (6269, 6270). Передают со слов Ибн Iумара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует одному человеку поднимать другого с его места, а потом садиться на него самому. Садитесь по шире (и давайте место другим)».
 
*********
6-188. Не злоупотребляй доверием, храни секреты.
6-189. Не спрашивай, откуда ты, если человек сам не скажет.
6-190. Не слушай беседу людей, если они этого не желают.
6-191. Если, люди секретничают, то не приближайся к ним, без разрешения.
6-192. Нельзя шептаться двоим, если вас трое.
6-193. Если ты с кем-то сидишь, а потом тебе надо уйти - спроси разрешение, или оповести его.
6-194. Никогда не ругай ни людей, ни животных. Особенно, не проклинай их (сардам боллар).
          *1182.
Салим ибн Жабир ал-Хужайми сказал: «Я подошел к Пророку (), когда он был закутан в плащ, края которого покрывали его ступни. Я сказал: «Посланник Аллаха (), дай мне совет». Он сказал: «Тебе нужно придерживаться богобоязненности. Не пренебрегай никаким из благих дел, даже воду из своего ведра переливай в ведро того, кто тебя попросит о ней, и с выражением счастья на лице разговаривай со своим братом. Остерегайся носить длинную и волочащуюся по земле одежду, ибо это признак гордыни, которую не любит Аллах. Если человек упрекнул тебя в том, что ему о тебе известно, не упрекай его ни в чем из того, что ты о нем знаешь. Предоставь его собственному злу. Ты получишь свою награду. Не бранись ни по какому поводу».
*********
6-195. Никогда не лежи, не спи на животе.
6-196. Следует давать и брать только правой рукой.
          *1189.
Салим поведал со слов своего отца: «Пророк () сказал: «Никто из вас не должен ни есть, ни пить левой рукой, ибо левой рукой ест и пьет шайтан». Он продолжил: «НафиI добавлял еще к этому то, что не следует ни брать, ни давать этой рукой (левой)».
*********
6-197. Выходи из дому с именем Аллаха. *1197. 'Абу Хурайра поведал, что Пророк (ﷺ), выходя из дома, говорил: «Именем Аллаха. Уповаю на Аллаха. Нет могущества и силы ни у кого, кроме Аллаха».
*********
Просмотров: 959 | Добавил: erzu | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Музыка
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Назам
Адин,Сурхон илли